Катушка Тесла. Часть вторая



Разряды с катушки Тесла
Прошло полгода после изготовления первого варианта катушки Тесла в домашних условиях, и я вновь загорелся желанием заняться развитием проекта. Итак, я решил модернизировать катушку, провести кардинальные изменения. Однозначно надо было повышать мощность, для увеличения длины разряда. Я подумал о необходимости перемотать обмотки трансформатора, из-за наличия недостатков описанных выше, да к тому же у меня появился еще один такой же магнитопровод от высоковольтного рентгеновского трансформатора. Тем самым я решил намотать два одинаковых трансформатора. Также встал вопрос о замене ММС на сборку с большим номинальным напряжением.

Для начала я изготовил новую вторичку с тором, больших габаритов, чем ранее.
Склеил трубу диаметром 20 см, намотал 1085 витков провода ПЭТ155 — 0,63мм (вместе с изоляцией диаметр провода равен 0,7 мм). Высота намотки составила 76 см, обмотка покрыта двумя соями эпоксидного клея. Тор сделан из гофрированной трубы диаметром 20 см, внутренний диаметр тора 20 см, внешний 65 см.

Намотка первички трансформатора Настало время переделывать трансформатор, снял старые обмотки с магнитопровода и намотал новые, на этот раз первичку намотал по всей длине стержня магнитопровода. Обмотка содержит 380 витков с отводом на 285 витке, намотана алюминиевым проводом марки АПСЛД (изоляция из стеклополиэфирных нитей), диаметр 2,12 мм, диаметр вместе с изоляцией 2,3 мм. Вторичная обмотка содержит ~ 12400 витков, намотана медным проводом марки ПЭТВ-2 диаметром 0,355 мм, диаметр вместе с изоляцией равен 0,4 мм. На намотку ушло около 4,5 кг провода. Межслойная изоляция 3 файла-вкладыша Намотка вторички трансформатораи обычная бумага формата А4 с обеих сторон пакета файлов, (бумага-файл-файл-файл-бумага), общая толщина изоляции около ~ 0,4 мм. Ширина намотки 18 см; изоляционный вылет 1,5 см; 27,5 слоев; торцы залиты автомобильным силиконовым герметиком, толщина заливки примерно ~ 1см. Вторичная обмотка обмотана половым линолеумом, и устанавливается (надевается) поверх первичной обмотки трансформатора.

Изоляция трансформатора Сборка трансформатора Высоковольтные трансформаторы Сборка трансформатора

Выходное напряжение по показаниям самодельного вольтметра составило 6,6 кВ при подключении 380 витков к сети, ток холостого хода первички ~ 0,3 А, при подключении неполной обмотки (285 витков первички) напряжение составило 8,8 кВ, ток холостого хода первички ~ 1,5 А. Таким же образом изготовлен еще один трансформатор.

Высоковольтные конденсаторы Так как напряжение ММС на конденсаторах КВИ-3 было небольшим (10 кВ), я приобрел три новых конденсатора К75-25 25 нФ 25 кВ, такие конденсаторы в то время начали приобретать популярность среди тесластроителей, так как показали себя вполне неплохо при работе в качестве контурного конденсатора. Я соединил их параллельно, тем самым получилась ММС на 75 нФ и 25кВ.

Конструкция RSG подверглась большим изменениям. Двигатель вместе с диском соосно закрепил на плите из ДСП, крутящий момент передается с помощью резиновой втулки, тем самым отпала надобность в резиновых пассиках и конструкция стала проще и надежнее.

ДроссельВ качестве дросселя для ограничения тока короткого замыкания вторичной обмотки трансформатора, я использовал старую вторичную обмотку, которую мотал при изготовлении вторичной обмотки первого трансформатора. Это оказалось очень удобным, так как обмотка обладает высокой электропрочностью и достаточно большой индуктивностью, так что не пришлось заново мотать. Индуктивность обмотки равна 5 Гн, я подобрал железный стержень от трансформатора и соорудил дроссель, в итоге индуктивность возросла до 50 Гн.

Сборка силового блокаИсточник питания сделал в виде отдельного силового блока, не стал нагружать все на тумбу катушки. В силовом блоке установлены два трансформатора, пускатель, коммутирующий их, а также большой автотрансформатор для регулировки общей мощности источника питания. Автотрансформатор от рентгеновской установки, сечение стержня сердечника составляет 30см2, ток холостого хода ~ 1 А. Также установил приборы контроля параметров, это вольтметр для измерения напряжения сети, и самодельный амперметр на 50 А для контроля потребляемого тока из сети. Так как у меня не было амперметра переменного тока, пришлось использовать миллиамперметр Источник питанияСиловой блокпостоянного тока на 50мА с применением шунта и четырех диодов на 63А. Вторичные обмотки трансформаторов включил последовательно, тем самым максимальное выходное напряжение источника питания составляет 12 кВ.

В итоге максимальная длина разрядов составила 1,6 м, при увеличении частоты вращения разрядника, длина разрядов уменьшалась, видимо сказалась высокая индуктивность дросселя. Эксперименты длились недолго, разряд попал в кабель пульта и двигатель разрядника перестал вращаться. Тут я опять недосмотрел, экранирующая оплетка кабеля не была заземлена, что и привело к выходу из строя регулятора скорости вращающегося разрядника. В целом я остался доволен результатом, после чего снова отложил проект на неопределённый срок. Вид спереди на тумбу Тумба, вид сзади Разряды с катушки Разряды с катушки

Видеоролик демонстрирующий работу катушки Тесла.

Последние записи:

Один комментарий на “Катушка Тесла. Часть вторая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *